Читать начало
Часть четвёртая
С тех пор прошло много лет, и в городе Пратиштхане[1] одна маленькая девочка родила от царя змей Шеши Шаливахану[2]. В Удджайини в это время царь и весь народ почувствовали землетрясение, увидели полёт комет, охваченный огнём горизонт и другие неблагоприятные знамения. Тогда Викрамадитья позвал прорицателей и спросил у них: «Прорицатели, отчего каждый день случаются неблагоприятные знамения? Что они предвещают? Какую беду пророчат?» Те ответили: «Божественный, землетрясение произошло в сумерки, и это сулит несчастье царю. Так ведь сказано в книге Нарады[3]:
„Землетрясение на рассвете и в вечерние сумерки чревато для царей несчастьем. Горизонт, пылающий желтым огнем, также сулит царям большое несчастье».
И так сказано в книге Нарады:
„Комета возвещает царям гибель, а горизонт, пылающий желтым огнем, грозит им опасностью».
Выслушав прорицателей, царь сказал: «Прорицатели, однажды Ишвара[4], довольный моим покаянием, сказал мне: „О царь, я доволен тобой, теперь ты можешь просить меня о бессмертии». Тогда я сказал: „Божественный, если у девочки двух с половиной лет родится сын, то пусть он и будет причиной моей гибели — и ничто другое».— „Да будет так»,— согласился Ишвара. Так вот, разве может родиться такой ребёнок?» Прорицатели ответили: «Увы, божественный, дела судьбы непостижимы. Где-нибудь да родился такой ребёнок; об этом говорят знамения».
Тогда царь позвал веталу, поведал ему всё и сказал: «Якша[5], обойди все земли, разузнай, в какой стране или в каком городе родился такой ребёнок, задержись там немного, а затем немедленно возвращайся». Ветала поблагодарил за честь, взял с собой бетеля[6] и принялся осматривать все континенты, начиная со страны Куша[7].
Придя в страну Джамбу, он попал в город Пратиштхану и там, в доме горшечника, увидел маленькую девочку и мальчика, играющих друг с другом. Ветала спросил у них: «В каком вы родстве?» Девочка ответила: «Это мой сын». — «А кто твой отец?» — спросил ветала. Она указала на некоего брахмана. Тогда ветала расспросил брахмана. Брахман сказал: «Она моя дочь, а это её сын». Услышав это, ветала пришёл в изумление и снова спросил брахмана: «Брахман, как это может быть?» Тот ответил: «Дела богов непостижимы. Царь змей Шеша потерял рассудок из-за её исключительной красоты и прелести и вступил с ней в связь. От него она и родила этого сына — Шаливахану». Услышав это, ветала тотчас же отправился в Удджайини и рассказал всё Викрамадитье. Царь вознаградил его, затем взял свой меч и пошёл в город Пратиштхану. Когда он попытался убить Шаливахану мечом, тот нанес ему удар колом. Царь устремился из Пратиштханы в Удджайини, но не вынес боли от раны и умер.
Все жёны царя стали готовиться к самосожжению[8], а его министры принялись размышлять: «У царя не было детей; что же теперь делать?»
Бхатти[9] сказал: «Поищем, нет ли среди его жён беременной?» И вот в результате поисков оказалось, что одна из них беременна на седьмом месяце. Когда ребенок родился, все министры собрались и помазали его на царство, а страной стали управлять сами. Между тем трон, дар Индры, так и оставался незанятым. И вот однажды в царском совете раздался незримый голос: «Министры, нет царя, который был бы достоин взойти на этот трон. Поэтому возьмите его и закопайте в поле». Услышав это, министры зарыли трон в поле.
Читать продолжение
Перевод с санскрита П.А. Гринцера
Хотите научиться?
- Набирать тексты на санскрите на своём компьютере
- Читать надписи на изделиях из Индии и татуировках
- Понимать письменность санскрита и современных индийских языков
- Понимать и правильно произносить мантры
- Читать древние Веды в оригинале
Введите адрес электронной почты и подпишитесь на обучающую рассылку!
[1] Пратиштхана (Pratiṣṭhāna)—совр. Пайтхан, древний город, расположенный в Махараштре на р. Годавари.
[2] Шеша (Śeṣa) — мифический царь демонов-змей и повелитель подземного мира.
Шаливахана (Śālivāhana) — легендарный царь, враг Викрамадитьи, считавшийся основателем так называемой «эры Шака (Сака)», начало которой датируется 78 г. и. э.
[3] Книга Нарады (Nāradīya)— сборник брахманских установлений «Нарадийя-дхармашастра», или «Нарада-смрити», приписываемый великому риши Нараде.
[4] Ишвара (Īśvara)— «владыка», одно из имён бога Шивы.
[5] Якши — (yakṣa) — род полубогов, почитающихся слугами бога богатства Куберы и хранителями сокровищ. Обычно рисуются безвредными существами, но иногда выступают и как носители зла. Довольно часто не отделяются от иных классов полубогов и демонов.
[6] Бетель—(vīṭikā)—род перца; листья бетеля, свёрнутые в пакетик, наполненный небольшим количеством негашёной извести, кусочками плода арековой пальмы, мускатного ореха, корицей и другими пряностями, в Индии и странах Юго-Восточной Азии употребляются для жевания. Предложение бетеля было в Индии непременным условием церемониала гостеприимства и выражением уважения.
[7] Согласно древнеиндийской космологии, земля разделена на семь континентов (dvīpa). Подобно листьям лотоса, они расходятся от общего центра — мифической горы Меру. Эти континенты, носящие названия: Куша, Джамбу, Плакша, Шалмали, Краунча, Шака и Пушкара, не имеют ничего общего с реально существующими материками. Страна Джамбу отождествлялась с Индией. Водная поверхность соответственно разделялась на 7 океанов.
[8] Самосожжение — индусы сжигают покойников на костре, а пепел бросают в реку. В средневековой Индии существовал обычай самосожжения женщин из высших каст вместе с трупами своих мужей.
[9] Бхатти (Bhaṭṭi) — один из министров Викрамадитьи.
Оставить комментарий