«Жизнь Викрамы» (Vikramacarita), или «32 истории царского трона» (Siṁhāsanadvātriṁśika)—самое значительное из тех многочисленных произведений индийской литературы, которые посвящены воспеванию доблестей и подвигов великого царя Викрамы, или Викрамадитьи[1]. О его щедрости, великодушии, мужестве существует бесчисленное множество легенд и преданий. Викрама рисуется в них могучим и справедливым властителем, непобедимым воином, защитником угнетённых и обиженных, благодетелем всех людей. Особенно часто восхваляется его бескорыстное покровительство наукам и искусствам, благодаря чему царствование Викрамы было украшено выдающимися поэтами и учеными. Одна из поэм XIII в. сообщает, что при дворе Викрамы жили «девять жемчужин» древней Индии: врач Дханвантари, лексикографы Кшапанака и Амарасинха, ученые Шанку, Варахамихира, Веталабхатта, поэты Вараручи, Чхатакарпара и великий Калидаса. Если не все, то во всяком случае большинство из этих «девяти жемчужин» — реально существовавшие лица, и их имена до сих пор пользуются в Индии широкой известностью и почётом. Время жизни Викрамы, таким образом, рисуется в наших глазах чем-то очень значительным для Индии, похожим на век Перикла в Афинах или Августа в древнем Риме.
Но кто же такой этот необыкновенный царь Викрама? Историческая ли он личность или индийский вариант короля Артура, с именем которого искусно сплетены и фантастические легенды и кое-какие полудостоверные сказания?
Окончательно решить этот вопрос очень трудно. Дело в том, что, к сожалению, у индийцев древности и средневековья не существовало истории как науки, дух строго исторического повествования был им чужд, и поэтому о многих событиях и личностях прошлого Индии мы можем обычно судить лишь на основании косвенных данных и логических сопоставлений.
В отношении Викрамадитьи фактом, как будто бы подтверждающим его реальность, является существование так называемой «эры Викрама», летосчисление по которой сохранилось в некоторых районах Северной Индии до последнего времени. Эра Викрамы начинается с 57 г. до н. э. Легенды о царе Викраме очень хорошо согласуются с этим фактом и объясняют его. Судя по этим легендам, Викрамадитья действительно жил в I в. до н. э. Он царствовал в области Малава, в древнем городе Удджайини. Главным подвигом его жизни было изгнание из страны завоевателей — саков[2]. При этом легенды прямо указывают, что его победа над саками положила начало новой эре.
Ещё более определённо говорят об основании Викрамой своей эры джайнские хроники, которые сообщают даже её исходную дату: «470 год от нирваны Вардхаманы Махавиры», основоположника и великого пророка джайнизма. Если вспомнить, что Махавира считался современником Гаутамы Будды и жил, следовательно, приблизительно в конце VI в. до н. э., то тем самым джайнские источники подтверждают и факт основания в середине I в. до н. э. новой эры, и — что для нас особенно важно — факт жизни в это время некоего знаменитого царя Викрамы.
Казалось бы, сомнений в реальности Викрамадитьи не должно быть. И действительно, долгое время они не возникали. Однако учёные XIX в. подвергли тщательному критическому анализу все источники и сведения о нём, и перед наукой встала так называемая «загадка Викрамы», которая составляет одну из самых сложных и интересных проблем истории древней Индии[3].
Здесь не место подробно останавливаться на каждой из негативных теорий, выдвинутых Д. Фергюссоном, Р. Г. Бхандаркаром, В. Смитом, Ф. Кильхорном, А. Каннингхэмом, Д. Маршаллом, А. С. Алтекаром и другими учеными. В целом их возражения против того, чтобы считать Викраму исторической личностью, жившей в I в. до н. э., сводятся к следующему:
1) от I в. до н. э. не сохранилось в Индии никаких надписей или монет, которые бы подтверждали реальность царя Викрамы;
2) все легенды о его жизни носят явно фантастический характер; в частности, те девять поэтов и учёных, которые якобы украшали его двор, никак не могли жить в I в. до н. э. и вообще жить в одно и то же время;
3) первое упоминание об «эре Викрама» встречается в надписях лишь начиная с 898 г. н. э.;
ввиду этого или вообще никакой новой эры в I в. до н. э. основано не было, или же она не носила имя Викрамы, и оно было присвоено ей позже в честь какого-либо иного царя, например Чандрагупты II Викрамадитьи, который царствовал в конце IV—начале V в. н. э. и, как и легендарный Викрама. прославился своей победой над саками.
Приведенные выше соображения достаточно серьёзны, однако, на наш взгляд, они не могут окончательно подорвать доверия к традиционным индийским представлениям о Викрамадитье.
Отсутствие эпиграфического материала и монет, восходящих ко времени жизни Викрамы, ещё ни о чем не свидетельствует. Точно так же ничего не сохранилось от многих других выдающихся индийских царей далекого прошлого. У нас нет, например, надписей и монет, относящихся ко времени Чандрагупты и Биндусары из династии Маурья или Пушьямитры, основателя династии Шунга, а между тем историческая реальность этих фигур засвидетельствована не только в индийских, но и в иноземных — в частности, греческих — источниках.
Легенда о «девяти жемчужинах», хотя сама по себе она явно недостоверна, также отнюдь не опровергает факта существования царя Викрамы. Достаточно указать на то, что о другом герое книги «Жизнь Викрамы» — царе Бходже — в одном из посвящённых ему произведений[4] говорится, что он был современником и патроном поэтов Калидасы, Баны, Дандина, Магхи, Бхавабхути и других. Это сообщение совершенно фантастично, так как все названные поэты жили в разное время и к тому же значительно раньше Бходжи, но оно ни в коей мере, конечно, не может поколебать уверенности в историчности самого Бходжи, царствовавшего в Мальве в XI в. Подобные легенды вполне объяснимы желанием их авторов придать своему герою и его царствованию ещё больше блеска и величия, пусть даже за счёт исторического правдоподобия.
Итак, наиболее веским доводом «против» Викрамы остаётся отсутствие связи между ним и якобы им основанной и тем самым подтверждающей факт его царствования в I в. до н. э. «эрой Викрама».
Действительно, до конца IX в. мы не находим никаких упоминаний об эре под таким названием. Ввиду этого, если не будут обнаружены новые источники, всегда может иметь место предположение, что это название возникло сравнительно поздно, чтобы увековечить память какого-нибудь иного царя, носившего титул Викрамадитья. Однако, хотя такое объяснение вполне допустимо, оно ни в коем случае не может быть единственным и безусловным.
То обстоятельство, что название «Викрама» в связи с новой эрой дошло до нас в надписях столь позднего времени, не является чем-то совершенно исключительным и необычным в индийской истории. Точно так же упоминания о другой эре — «Сака», которая началась в 78 г. н. э., впервые появляются лишь с конца VI в.
Запаздывают свидетельства и о третьей индийской национальной эре — «эре Гупта».
Ещё более важны другие данные. Древнеиндийские источники показывают, что эра, начавшаяся в 57 г. до н. э., отнюдь не фикция: летосчисление по ней велось уже в первых веках. А начиная с V в. она обычно именуется «Малава», и это название нельзя не поставить в связь с царствованием Викрамадитьи, который, как уже говорилось, был, по преданиям, царём области Малава.
Если сопоставить эти соображения с приведёнными выше указаниями джайнских хроник, возражения против того, чтобы считать легендарного Викраму основателем новой индийской эры, не кажутся уже столь убедительными.
И, наконец, последнее. Исторические данные о Викраме, которые подтверждают факт его жизни и царствования в I в. до н. э., не ограничиваются лишь существованием «эры Викрама». В литературных памятниках, относящихся к первым векам нашей эры, мы также находим упоминания о Викраме. Они имеются, например, в «Семистах строфах» поэта Галы (приблизительно II в. н. э.) и, по-видимому, в оригинале «Великого сказа» Гунадхьи[5]. Не случайно, с нашей точки зрения, и то обстоятельство, что многие цари Индии, подобно Чандрагупте II, принимали титул Викрамадитья, так же как римские императоры — титул цезаря. Разве это не говорит об их стремлении считать себя наследниками и подражать какому-то великому царю древности, носившему это имя? И разве не сходятся все свидетельства на том, что этим царём не мог быть кто-либо другой, кроме царя Викрамы, героя легенд и сказаний, героя «32 историй царского трона», или «Жизни Викрамы»?
Читать продолжение
П.А. Гринцер, «Жизнь Викрамы»
Хотите научиться?
- Набирать тексты на санскрите на своём компьютере
- Читать надписи на изделиях из Индии и татуировках
- Понимать письменность санскрита и современных индийских языков
- Понимать и правильно произносить мантры
- Читать древние Веды в оригинале
Введите адрес электронной почты и подпишитесь на обучающую рассылку!
[1] Викрама (Vikrama) означает «доблесть»; Викрамадитья (Vikramāditya) или ещё одно имя этого же царя — Викрамарка (Vikramārka) — означает «солнце доблести».
[2] Саки, или (в индийском произношении) шаки,— скифские кочевые племена, пришедшие в I в. до н. э. из Средней Азии и на долгое время покорившие северные и часть центральных областей древней Индии.
[3] Различные точки зрения, отражающие современное состояние проблемы, см. в специальном сборнике статей индийских и европейских учёных: «Vikrama-volume», Ujjain, 1948.
[4] «Повесть о Бходже» (Bhojaprabandha) автора на¬чала XVII в. Баллалы из Бенареса.
[5] Оригинал «Великого сказа» («Брихаткатха») до нас не дошёл. Однако сравнительный анализ его позднейших обработок поэтами Кшемендрой и Сомадевой (XI в.) показывает, что он, по всей видимости, включал в себя некоторые истории о Викрамадитье.
Оставить комментарий